Клинопись
В настоящее время известно около полумиллиона текстов – от нескольких знаков до тысяч строк. Это – хозяйственные, административные и правовые документы, хранившиеся во дворцах запечатанными в глиняных сосудах или наваленными в корзинах. Тексты религиозного содержания находились в школьных помещениях. К ним прилагался каталог, в котором каждое произведение называлось по первой строчке. Строительные и посвятительные царские надписи находились в недоступных сакрально выделенных местах храмов.
Памятники письменности можно разделить на две большие группы: собственно шумерские памятники письменности (царские надписи, храмовые и царские гимны) и шумероязычные постшумерские (тексты литературного и ритуального канона, двуязычные шумеро-аккадские словари). В текстах первой группы фиксируется повседневная идеологическая и экономическая жизнь: хозяйственные отношения, отчеты царей богам о проделанной работе, восхваление храмов и обожествленных царей как основы мирозданья. Тексты второй группы создавались уже не самими шумерами, а их ассимилированными потомками, желающими узаконить преемственность трона, сохранить верность традиции.
Шумерский язык в постшумерское время становится языком храма и школы, а устная традиция, в которой мудрый человек называется «внимающим» (в шумерском языке «разум» и «ухо» есть одно слово), то есть умеющим слушать, а значит воспроизвести и передать, постепенно утрачивает свою сакрально-тайную, ускользающую от фиксации глубинную связь.
Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог, сборник медицинских рецептов, разработали и записали календарь земледельца; первые сведения о защитных насаждениях и идею создания первого в мире рыбного заповедника мы находим зафиксированными тоже у них. По мнению большинства ученых шумерский язык, язык древних египтян и жителей Аккада относятся к семито-хамитской языковой группе.
Картина мира
Шумерские представления о мире реконструируются из множества текстов разных жанров. Когда шумеры говорят о целостности мира, они употребляют составное слово: Небо-Земля. Изначально Небо и Земля были единым телом, из которого произошли все сферы мира. Разделившись, они не утратили свойств отражаться друг в друге: семь небес соответствуют семи отделам подземного мира. После отделения Неба от Земли начинается наделение божеств земли и воздуха атрибутами мирового порядка: Ме– потенции, выражающие стремление сущности обрести свою форму, внешнее проявление; судьба (нам) – то, что есть в своей форме; ритуал и порядок. Мир в течение года описывает круг, «возвращаясь на свое место». Это означает для шумеро-вавилонской культуры всеобщее обновление мира, которое предполагает возвращение «на круги своя»: это не только возвращение в прежнее состояние (например, прощение должников, освобождение преступников из тюрем), но и реставрация и переустройство старых храмов, издание новых царских указов и нередко введение нового отсчета времени. Причем эта новизна имеет смысл в контексте развития культуры на основе принципов справедливости и порядка. Из области седьмого неба спускаются в мир сущности (Ме) всех форм культуры: атрибуты царской власти, профессии, важнейшие действия людей, черты характера. Каждый человек должен максимально соответствовать своей сущности, и тогда он имеет возможность получить «благоприятную судьбу», а судьбы могут даваться богами на основании имени или дел человека. Таким образом, цикличность имеет смысл коррекции своей судьбы.
Сотворение человека – следующий шаг в развитии мироздания. В шумерских текстах известны две версии происхождения человека: создание первых людей из глины богом Энки и о том, что люди пробивались из-под земли, подобно траве. Каждый человек появляется на свет для работы на богов. При рождении ребенку давали в руки предмет: мальчик получал в руки палку, девочка – веретено. После этого младенец обретал имя и «судьбу людей», усердно выполнявших свой долг и не имевших ни «судьбы царя» (нам-лугаль), ни «судьбы писца».
Разные судьбы
«Судьба царя». В самом начале шумерской государственности царя выбирали в священном Ниппуре посредством магических процедур. В царских надписях упоминается о руке бога, выхватившего лугаля из множества граждан Шумера. Впоследствии выборы в Ниппуре стали формальным актом и престолонаследие стало нормой государственной политики. Во время III династии Ура цари были признаны равными богам и имели божественных родственников (братом Шульги был знаменитый Гильгамеш).
Иной была «судьба писца». С пяти-семи лет будущий писец учился в школе («дом табличек»). Школа представляла собой большое помещение, разгороженное на две части. В первой находился класс, в котором сидели ученики, держа глиняную табличку в левой руке, а тростниковый стиль в правой. Во второй части помещения располагался чан с глиной для производства новых табличек, которые изготовлял помощник учителя. Помимо учителя в классе присутствовал надзиратель, бивший учащихся за любую провинность.
При школах составлялись тематические списки знаков. Нужно было правильно их писать и знать все их значения. Учили переводу с шумерского языка на аккадский и обратно. Ученик должен был владеть словами из обихода различных профессий (языком жрецов, пастухов, моряков, ювелиров). Знать тонкости певческого искусства и вычисления.
По окончании школы ученик получал звание писца и распределялся на работу. Государственный писец состоял на службе во дворце, составлял царские надписи, указы и законы. Храмовый писец вел хозяйственные расчеты, записывал из уст жреца тексты богословского характера. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи, а писец-переводчик бывал на дипломатических переговорах, на войне и т.д.