Письменность

Письменность

 

  Египетская письменность восходит к XXX в. до н.э. Письменность и изобразительная культура связаны общим происхождением. Иероглифический текст (священное письмо) всегда дополнял рельефы и росписи. Знак отождествлялся с тем, что обозначал, он не был условным, поскольку представлял собой рисунчатое символическое письмо. Письменность проделывает эволюцию от пиктографии, где изображение и письмо тождественны, к идеографии, где рисунок изображает слово и понятие, а затем – к словесно-слоговому и алфавитному письму. Изобразительные значки при этом все более упрощались, абстрагировались и, наконец, теряли сходство с предметом.

На листах папируса, сплетенных из волокон египетского тростника, изображались в немногих чертах различные вещи и существа, например, человек, птица, звезды. Поскольку слова «день», «молитва» нельзя нарисовать, они по ассоциативному принципу изображались так: день – кружком, означающим солнце, молитва – в виде человека с поднятыми к богу руками. Ходьбу они изображали двумя шагающими ногами, плодородную землю – в виде полоски и точек под нею (семена), бесплодную землю – в виде зубчатой стенки (каменистые бугры). С этой азбуки слов начинают египтяне. Приходилось придумывать очень много знаков, столько, сколько было слов.

 Когда эти пиктограммы ставили рядом друг с другом, чтобы выразить целое предложение, мысль не всегда прочитывалась однозначно. В знаке можно видеть не только фигуру предмета или замену понятия, но, произнося слово, слышать в нем определенное созвучие. Тогда можно будет употреблять один и тот же знак везде, где это созвучие слышится, даже если смысл ни каким образом не связан со знаком. Такая комбинация знаков представляет собой новое слово – это принцип действия словесно-слогового письма, схожий с дешифровкой ребуса. Например, слово река в нашем ребусе заключает в себе два знака: ре –  музыкальную ноту и ка – египетскую душу. Значит, один и тот же слог мог быть составной частью совершенно разных по смыслу слов: у египтян «гусь» ставился вместо «сын», потому что оба слова звучали одинаково; «лютня» для «добрый». Позднее они разделили слоги на звуки и стали обозначать каждый звук своим знаком (например, лежащая змея соответствует согласной «ф»).  Египетские иероглифы были расшифрованы французским ученым Ф. Шампольоном в 1822 г.

 
  На фото: дощечка для размешивания красок, сделанная из кусочков дерева, дырки в середине для того, чтобы вставлять туда тростниковую палочку, служившую кисточкой для письма. В дырках сохранились маленькие кусочки красной и чёрной красок. Красной пользовались для написания заголовков в текстах, например, таких, как «Книга мертвых». Особый узор, выгравированный на предмете, говорит о том, что владелец предмета жил во времена правления Тутанхамона.
Письменные принадлежности, 14 в. до н.э., Лувр. 

Египтяне изобрели солнечный календарь. Год содержал: 365 с четвертью суток, 12 месяцев, включающих в себя 3 «декады»-недели каждый, неделя состояла из 10 суток и 5 дополнительных суток в конце года.

 
Погребальный папирус с текстами из Книги мертвых.
Сельское хозяйство
 
Погребальный папирус. Нут
 
 

Художественная культура

 

Для изобразительного искусства характерно наличие ярких красок, которыми раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы покрывали стены гробниц, воспроизводя картины благополучной жизни в царстве мертвых.

Большое распространение получила скульптура, поскольку египтяне верили, что портретные статуэтки выполняли роль двойников умерших и служили формой для обители душ. Широко известным во всем мире памятником древнеегипетского искусства является статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Шедевром II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий Тутанхамона с его женой в саду, выполненной на крышке ларца; скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н.э.) – одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры. Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Самый большой сфинкс (первая половина  III тыс. до н.э.) стережет пирамиду Хефрена. Он высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела достигает 57 м. его называли «отец трепета». В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм.

Для изобразительного искусства на протяжении всей истории Древнего Египта остается незыблемым установленный когда-то канон: плоскостное изображение фигур, совмещающее профиль и анфас, условность в передачи туловища и ног, разворота плеч, постоянная система пропорций, строгая линейность композиции, геометрическая декоративность с симметричным распределением узоров. Невозмутимо-неподвижные фигуры с каноническими позами так же условны, как и окраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, женщины – желто-розовым, волосы у всех черные, а одежды – белые. Статуи и статуэтки имели культовое назначение, а потому их облик определялся соответствующими целям нормами. Правда, в эпоху Эхнатона произошел отказ от многих условностей, фигуры стали изображаться в более раскованных позах, что резко контрастировало с прежним каноном, однако он впоследствии возродится, чтобы стать повсеместной практикой.

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство: сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения.
 
Трон Тутанхамона
 
  
Трон, спинка
 
Стул
  
 
Туалетная ложечка