Египет
4.2. Культура Древнего Египта
Периодизация
Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно разделить на следующие этапы:
– Додинастический период (V – IV тыс. до н.э.);
– Ранее царство (ок. 3000 – 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;
– Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), строительство пирамид;
– Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.);
– Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;
– Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).
Географические ориентиры
Нил (ХАПИ) прокладывает себе путь на север из глубины Африки, образуясь слиянием Голубого Нила, берущего начало в Абиссинских горах (Эфиопия), и Белого Нила, вытекающего из озер и болот Центральной Африки; преодолевает пять скалистых порогов и, проходя через долину, впадает в Средиземное море, разделившись на множество рукавов и образуя дельту. Эти пороги представляют собой барьеры, отделяющие Египет от хамитских и негритянских народов на юге столь же надежно, как отделяют страну море и пустыни от ливийцев и семитов на севере, востоке и западе. Долина Нила – полоса прибрежных земель шириной от 1 до 20 км . и протяженностью около 700 км ., и дельта Нила – вот культурное пространство древнейшей земледельческой цивилизации по горизонтали.
Два главных природных фактора, точнее, отражение их в сознании египтянина, способствовали формированию особого типа египетской культурной жизни и ментальности, повлиявшего через свои артефакты на организацию соседних культур. Это восход (ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход (умирание) солнца - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, половодье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.
Одно из древних названий Египта – Кемет (Черная Земля) – по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также осмыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: загадка, тайна. Другое название – Мера (Страна Наводнений).
Анкх. XIII династия. "Ключ жизни": этот символ можно интерпретировать как символ бессмертия, включающий в себя циклическое движение солнца по небосводу, линию горизонта, за которой скрывается солнце в подземном мире, и вертикальный путь, который должен проделать человек, чтобы достичь бессмертия.
Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах – Ра) и вечернего солнца (Атум). Не зря О.Шпенглер первосимвол (гештальт) этой культуры образно выразил в имени дорога.
Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения – дорогой. Вот как говорится в гимне Атону: «Ты заходишь на западном склоне неба – и земля во мраке, подобно застигнутому смертью... [но] озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне ... и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди... все оживают, когда озаришь ты их сияньем своим». И человек, как солнце, движется по орбите жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы возродиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечивала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).
Смерть и рождение – это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Египтянин видел, что солнце – источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (богиня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы – бог солнца был верховным существом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, – эпитет Ра). Ра ведет борьбу с огромным змеем, Апопом, олицетворяющим мрак и зло и обитающим в глубинах земли. Каждую ночь Ра начинает плавание в своей ладье по подземному миру; Апоп – извечный враг Ра, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении, повторяющимся каждую ночь, Ра всякий раз выходит победителем и заставляет Апопа изрыгнуть воду обратно.
Если апелляция к солнцу как источнику жизни выявляет вертикальную доминанту и вслед за тем проявляется в социальной иерархической структуре, где вершину земной власти венчает фараон, имеющий титул «сына Ра», то другим важным источником жизни становится Нил, как единственный источник влаги в стране, где не бывает дождей.
Высокий и низкий Нил
Ежегодно в середине июля с началом таяния снегов у истоков Голубого Нила и тропических ливней у Белого Нила начинается паводок. К середине сентября река, поднимаясь и выходя из берегов, заливала землю до края предгорий, превращая холмы и возвышенности в острова. Медленно падая, к ноябрю она возвращалась в свое начальное русло. Это чередование вод оставляло после себя почву, удобренную илом и хорошо пропитанную влагой, после чего она была приготовлена к посеву. Люди, обновленные разливом Нила, окунаются в густую грязь и торопливо начинают первый сев клевера или зерновых. После засухи жизнь возвращается в Египет. Скоро зеленый ковер молодых ростков возвестит победу жизни над смертью.
К V – IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем. Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Сквозь берега прорывали короткие каналы, по которым вода во время паводка поступала в бассейны. Когда они наполнялись до определенного уровня, каналы закрывали камнями и землей и удерживали воду около двух месяцев, чтобы осел Нил и увлажнилась почва. Излишки воды спускались по дренажным каналам. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные территории, накапливать запасы воды в водохранилищах. Но слишком высокий Нил разрушал каналы, плотины и жилища. Слишком низкий Нил означал голод.
Культ фараона