Египет

4.2. Культура Древнего Египта

 

Периодизация

 

Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно разделить на следующие этапы:

       Додинастический период (V – IV тыс. до н.э.);

       Ранее царство (ок. 3000 – 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Нижнего Египта;

       Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), строительство пирамид;

       Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.);

       Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), империя, Рамсес II, расцвет культуры;

       Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).

С завоеванием страны Александром Македонским в 323 г. до н.э. история Египта фараонов завершается.
 
 

Географические ориентиры

 

Нил (ХАПИ) прокладывает себе путь на север из глубины Африки, образуясь слиянием Голубого Нила, берущего начало в Абиссинских горах (Эфиопия), и Белого Нила, вытекающего из озер и болот Центральной Африки; преодолевает пять скалистых порогов и, проходя через долину, впадает в Средиземное море, разделившись на множество рукавов и образуя дельту. Эти пороги представляют собой барьеры, отделяющие Египет от хамитских и негритянских народов на юге столь же надежно, как отделяют страну море и пустыни от ливийцев и семитов на севере, востоке и западе. Долина Нила – полоса прибрежных земель шириной от 1 до 20 км. и протяженностью около 700 км., и дельта Нила – вот культурное пространство древнейшей земледельческой цивилизации по горизонтали.

Два главных природных фактора, точнее, отражение их в сознании египтянина, способствовали формированию особого типа египетской культурной жизни и ментальности, повлиявшего через свои артефакты на организацию соседних культур. Это восход (ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход (умирание) солнца  - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, половодье) и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли. Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.

Одно из древних названий Египта – Кемет (Черная Земля) – по цвету плодородной почвы нильской долины; черный цвет также осмыслялся как цвет мистерий, сокрытого, отсюда еще один перевод: загадка, тайна. Другое название – Мера (Страна Наводнений).

 

Анкх. XIII династия. "Ключ жизни": этот символ можно интерпретировать как символ бессмертия, включающий в себя циклическое движение солнца по небосводу, линию горизонта, за которой скрывается солнце в подземном мире, и вертикальный путь, который должен проделать человек, чтобы достичь бессмертия.

 

 
Солнечный цикл

 

Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего (Хепри, Амон), дневного (во многих текстах – Ра) и вечернего солнца (Атум). Не зря О.Шпенглер первосимвол (гештальт) этой культуры образно выразил в имени дорога.

Контраст между вечером и утром был контрастом между смертью и жизнью, которые связываются неразрывной нитью движения – дорогой. Вот как говорится в гимне Атону: «Ты заходишь на западном склоне неба – и земля во мраке, подобно застигнутому смертью... [но] озаряет­ся земля, когда ты восходишь на небосклоне ... и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются люди... все оживают, ког­да озаришь ты их сияньем своим». И человек, как солнце, движется по орбите жизни, и, достигнув зенита, спускается в подземный мир, чтобы возродиться вновь, продолжая вечное существование (одна из частей «Книги Мертвых» носит название «Главы выхода днем», она обеспечивала умершему возможность появляться на земле, выходя на свет дня из подземного мира).

Смерть и рождение – это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее. Египтянин видел, что солн­це – источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (богиня Маат), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы – бог солнца был верховным существом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, – эпитет Ра). Ра ведет борьбу с огромным змеем, Апопом, олицетворяющим мрак и зло и обитающим в глубинах земли. Каждую ночь Ра начинает плавание в своей ладье по подземному миру; Апоп – извечный враг Ра, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении, повторяющимся каждую ночь, Ра всякий раз выходит победителем и заставляет Апопа изрыгнуть воду обратно.

Если апелляция к солнцу как источнику жизни выявляет вертикальную доминанту и вслед за тем проявляется в социальной иерархической структуре, где вершину земной власти венчает фараон, имеющий титул «сына Ра», то другим важным источником жизни становится Нил, как единственный источник влаги в стране, где не бывает дождей.

 

Высокий и низкий Нил

 

Ежегодно в середине июля с началом таяния снегов у истоков Голубого Нила и тропических ливней у Белого Нила начинается паводок. К середине сентября река, поднимаясь и выходя из берегов, заливала землю до края предгорий, превращая холмы и возвышенности в острова. Медленно падая, к ноябрю она возвращалась в свое начальное русло. Это чередование вод оставляло после себя почву, удобренную илом и хорошо пропитанную влагой, после чего она была приготовлена к посеву. Люди, обновленные разливом Нила, окунаются в густую грязь и торопливо начинают первый сев клевера или зерновых. После засухи жизнь возвращается в Египет. Скоро зеленый ковер молодых ростков возвестит победу жизни над смертью.

С водным режимом Нила был связан календарь египтян и ритм сельскохозяйственной жизни. Год делился на три сезона: «половодья», «всходов» и «сухости», по четыре месяца каждый. О начале года и приближении «половодья» возвещала звезда Сириус, появлявшаяся на небе всегда в одно и то же время – 19 июля. Сезон «всходов» был временем усиленных земледельческих работ от посева до уборки урожая. Верхний Египет специализировался на выращивании зерновых культур – ячменя и пшеницы. В Дельте же разводили сады, огороды, виноградники. После сбора урожая начинался период «сухости», когда пересыхала земля и выгорала растительность. Но с «приходом Нила» все начиналось сначала.
 
  Нил изображен в своем обычном образе – пожилым полным человеком, с ожиревшим телом, отвислыми грудями н тяжелым животом. На его голове надет полосатый платок, который носили фараоны. На лбу – также атрибут фараонов: изображение урея, священной кобры, которая, по легенде, своим огненным дыханием оберегает царей и богов. На голове у Нила – убор в виде связки нильских растений, в руках – сосуд, из которого изливается вода. Нил изображен нагим, за исключением набедренного опоясания, так называемого шендит; на руках Нила надеты браслеты. Нил почитался по всему Египту, как податель живительной влаги и урожая. Изображения Нила редки. (VII в. до н.э. Бронза. Высота 22,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина)
         

К V – IV тыс. до н.э. относят создание ирригационных систем. Долина между высокими берегами Нила и предгорьями разделялась насыпями, плотинами и дамбами на прямоугольные бассейны. Сквозь берега прорывали короткие каналы, по которым вода во время паводка поступала в бассейны. Когда они наполнялись до определенного уровня, каналы закрывали камнями и землей и удерживали воду около двух месяцев, чтобы осел Нил и увлажнилась почва. Излишки воды спускались по дренажным каналам. Эта система позволяла орошать земли, недоступные естественному паводку, осушать заболоченные территории, накапливать запасы воды в водохранилищах. Но слишком высокий Нил разрушал каналы, плотины и жилища. Слишком низкий Нил означал голод.

 

Культ фараона

 

Фараон стоял во главе первого на Земле государства. Он имел абсолютную власть в стране, и все ее богатства, включая людские ресурсы, считались собственностью фараона. Наше слово фараон происходит от непрямого обращения к нему, перифразы «Великий дом». Фараон считался потомком и наместником богов, поскольку верховный бог Ра вве­рял страну своему сыну, царю. Он призван установить божественный порядок и вершить справедливость (Маат) на Земле. Он был верховным судьей, военачальником и жрецом, власть его была беспредельной.
 
Молельня фараона Тутмоса III
 
         Со времен Древнего Царства фараон именовался титулом «сын Ра», богом, который после своей физической смерти обретал бессмертие, т.е. в соответствии с солярной (солнечной) теологией, происходя от пло­ти бога солнца, после смерти возвращался в тело своего ро­дителя. Вот сообщение о смерти фараона: «Год 30-й, время раз­лива, месяц 3-й, день 7-й. Вознесся бог к окоему своему, царь Верхнего и царь Нижнего Египта, Схетепибра. Вознесся он в небеса и соединился с солнцем. Божественная плоть царя сли­лась с тем, кто породил ее». Позднее в заупокойном культе «сын Ра» сливался с Осирисом. Обожествление фараонов занимает центральное место в религиозной культуре Египта. Наделенный божественностью, фараон обладал изменчивым характером божества: он мог слиться с другими богами, мог стать любым из них. Исполнение роли в религиозной драме или риторическое сравнение с богом в похвале для егип­тянина не означали метафоры, он не отличал символического изображения от реального присутствия, что говорит о его магическом сознании. Если он говорил, что царь был Гором, то он не имел в виду, что царь играл роль Гора, он имел в виду, что Царь действительно был Гором, что бог фактически присутст­вовал в теле царя во время той или иной деятельности. В одном тексте, вос­хваляющем царя, «он – Сиа», богиня познания, «он – Ра», бог солнца, «он – Хнум», бог, создающий человечество на гончарном колесе, «он – Бастет (Баст)», богиня-защитница в образе кошки, и «он – Сехмет», богиня-карающая в образе львицы. Познание, высшая власть, создание народа, защита и наказание были атрибутами царя; царь был каждым из этих атрибутов; каждый из этих атрибутов проявлялся в боге или богине; царь был каждым из этих богов и богинь – таково действие принципа замещения, наместничества сына Ра.
 
 
Гор. Храм Гора в Эдфу, 327 г. до н.э.