Тримурти
Гуна-аватары: Брахма, Вишну, Шива
Брахма
Управляет гуной (качеством) страсти (раджас)
Как созидательная сила, он почитается творцом вселенной. Брахма изображается с седой бородой о четырёх ликах и четырёх руках.
Согласно легенде, Брахма появился из мирового яйца, положенного высочайшей первопричиной; по другим легендам, засвидетельствованным в Махабхарате и Рамаяне, Брахма вышел из пупа, либо из лотоса, выросшего из пупа Вишну. Немедленно по своём рождении Брахма из своего дыхания создаёт веды и весь мир, который остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы. По истечении одного дня Брахмы видимый мир гибнет от огня, остаются в живых только божественные мудрецы, боги. На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы. По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы. Сутки Брахмы равны кальпе или 2000 Махаюг, то есть 4 320 000 × 2000 = 8 640 млрд земных лет.
Сарасвати, супруга Брахмы, богиня учености
Вишну
Управляет гуной (качеством) добродетели (саттва)
«Вездесущий» либо «предвечный», олицетворение Абсолютной Истины для последователей вишнуизма и проявление Брахмана для последователей традиций адвайты и смарты индуизма. Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой.
Вишну и Лакшми
Лакшми, супруга Вишну, богиня процветания
Шива
Управляет гуной (качеством) невежества (тамас)
Олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение). В Шива-Пуране является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Также известен под именами Рудра, Шанкара.
Статуэтка танцующего Шивы
Шива, его супруга Парвати и Ганеша (бог мудрости). Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи.
Вишну (левая половина, голубая) и Шива (правая роловина, белая)
Форма Шивы - Ардханаришвара. В этой форме он наполовину мужчина, наполовину женщина. Этот образ связан с концепцией шива-шакти и представлениями о необходимости слияния женской и мужской энергии для оплодотворения божественной потенции.