Структура государства

Структура государства
 
Мозаика из ракушек и ляпис-лазури.Ур

 

Определяющей для истории страны явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала  без коренных изменений до середины второго тысячелетия. С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств – города. Они возникли на месте первоначальных земледельческих поселений, которые концентрировались на осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. В одном округе возникала три-четыре связанных между собой города, но один из них всегда был главный (уру). В нем был административный центр общих культов. По-шумерски этот округ называлась ки (земля, место). Каждый округ создавал собственный магистральный канал и, пока он поддерживался в надлежащем состоянии, существовал как политическая сила сам округ. Центром шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий. Эти храмовые склады были необходимы на случай неурожая или войны, их ценности служили обменным фондом в торговле и, что самое главное, для совершения жертвоприношений. В храме впервые появилась письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский округ, ки (ном, по аналогии с египетской территориальной единицей), город и храм являлись основными структурными подразделениями, которые играли важную политическую роль в истории Шумера. В ней же можно выделить четыре отправных этапа: соперничество между номами на фоне общеплеменного военно-политического союза; семитская попытка абсолютизации власти; захват власти кутиями и паралич внешней активности; период шумеро-аккадской цивилизации и политическая гибель шумеров.

 
Ур 
 
Система власти
  

Если говорить о социальной структуре шумерского общества, то оно, как и все древнейшие общества, делится на четыре основные страты: земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, воины и жрецы. Правитель (эн, господин, обладатель, или энси) города в начальный период истории Шумера сочетает функции жреца, военного вождя, главы города и старейшины общины. В его обязанности входило: руководство культом, особенно в обряде священного брака; руководство строительными работами, особенно ирригационными и по строительству храмов; предводительство войском, состоящим из лиц, зависимых от храма и собственно от  него; председательство в собраниях общины и в совете старейшин. Эн и знать (начальник храмовой администрации, жрецы, совет старейшин) должны были спрашивать разрешения на определенные действия у собрания общины, состоявшего из «юношей города» и «старцев города». Со временем, по мере концентрации власти в руках одной группы, роль народного собрания сошла на нет.

Кроме должности главы города, из шумерских текстов известен титул «лугаль» («большой человек»), который переводят как царь, хозяин страны. Первоначально это был титул военного вождя. Он выбирался из числа энов верховными богами Шумера в священном Ниппуре с использованием специального обряда и временно занимал положение хозяина страны. Позднее царями становились не по выбору, а по наследству, при сохранении ниппурского обряда. Таким образом, один и тот же человек был эном какого-то города, и лугалем страны, так что борьба за царский титул шла на протяжении всей истории Шумера.

Во времена господства кутиев ни один эн не имел права носить титул, так как лугалем называли себя захватчики. А ко времени III династии Ура эн (энси) были чиновниками городских администраций, подчинявшимися воле лугаля. Но, видимо, самой ранней формой правления в шумерских городах-государствах было поочередное правление представителей соседних храмов и земель. Об этом говорит и тот факт, что сам термин для срока правления лугаля означает «очередь», и, кроме того, некоторые мифологические тексты свидетельствуют об очередности правления богов, что также может служить косвенным подтверждением данного вывода. Ведь мифологические представления являются непосредственной формой отражения общественного бытия. На нижней ступени иерархической лестнице стояли рабы (шум. «спущенный»). Первыми в истории рабами были военнопленные. Их труд использовался в частных хозяйствах или в храмах. Пленный становился ритуально убитым и был частью того, кому принадлежал.

 
Барельеф с изображением Энлиля. Ниппур.
 
Гильгамеш

 

        Двумя главными центрами Южного Двуречья с начала раннединастического периода были Киш и Урук. Урук стал центром военного союза городов. Древнейшими надписями, дошедшими до нас, являются надписи в три-четыре строчки кишского лугаля: «Энмебарагеси, лугаль Киша». Согласно легенде, сын этого древнего правителя, Агга, ставший участником первой известной из эпических текстов войны между городами, через своих послов потребовал (на правах старшего), чтобы Урук принял участие в ирригационных работах на территории Киша. Правитель Урука эн Гильгамеш, как это положено, просил совета у собрания. Совет старейшин предложил Гильгамешу примириться и исполнить требование Киша, но совет воинов («юноши города») настоял на обратном. Решено было отказать старшему и начать поединок за право старшинства. Получив отказ, войско на ладьях спустилось вниз по Евфрату и начало осаду Урука, закончившуюся поражением Киша.  Агга был взят в плен и назначен смотрителем строительных работ в Уруке, которые теперь должны были происходить с участием жителей Киша. Гегемония Урука и воцарение Гильгамеша (пятый правитель I династии Урука) – самые яркие события ранней истории, послужившие основой для мифо-эпических сказаний о походах Гильгамеша за бессмертием, которое не суждено богами. Гильгамеш стал лугалем в результате неповиновения и вооруженного сопротивления, не пройдя священного обряда в Ниппуре и не получив права на воцарение. Но, очевидно, вскоре после смерти он был обожествлен. В «царском списке» III династии Ура Гильгамеш выступает уже как мифическая личность (продолжительность его правления 126 лет). Ранние песни и сказания о Гильгамеше появились в III тыс. до н.э. Они записаны клинописью на шумерском, аккадском, хурритском, хеттском языках.